26 апреля в 18.00 в Польском институте в Петербурге (5-ая Советская ул., 12) состоится дискуссия о фильме «Синий» Кшиштофа Кесьлёвского. Вход свободный.
Любезно просим подтвердить свое присутствие по адресу: petersburg@instytutpolski.org
Известный польский режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский был представлен в рамках ретроспективы в Ленфильме СПб в 2017 году. В творческой биографии этого режиссёра прослеживаются уникальные пути польского киноискусства и киноязыка: здесь смешиваются бытовой и политический дискурс, документалистика и постановочность. Завораживают крупные планы, которые так любит польское кино: человеческое тело представлено в его монументальности, оно простирается как ландшафт, но одновременно человек показан существом хрупким. Границы интимной сферы то и дело нарушены: человек предстаёт как часть большого механизма, как шестерёнка в теле государства: если и отломится один зубчик, никто не заметит. Но есть и другие связи: притяжение-отталкивание между людьми, жизнь в социуме как переплетение судеб: дёрнешь одну струну – резонансом откликнутся все остальные. И если государство устройством напоминает механизм, то общество живёт и звучит как оркестр. Иногда музыка прекрасна, иногда слышны диссонансы.
Бунтарский потенциал польского документального кино соединяется в работах Кесьлёвского с поисками той неуловимой субстанции – человечности, близости – которая связывает людей. Преодолеть границы “видимого” в кино – это стремление выделяет работы Кесьлёвского и делает их многозначными. Ответов нет, но есть некое предчувствие, намёк. Что стоит за чередой событий – замысел или случай? Работы Кесьлёвского – это фильмы, о которых можно и хочется долго говорить.
В дискуссии о фильме «Синий» мы поговорим о творческом пути Кесьлёвского и его «учителях».
Мы увидим:
– короткие фильмы/отрывки из работ польских документалистов Ежи Боссака, Казимира Карабаса, раннее творчество Кшиштофа Кесьлёвского;
– эпизоды «Декалога»;
– фрагменты фильма «Синий».
Мы обсудим:
– о чём (ещё) этот фильм? какие контексты встречаются в нём?
– как представлены и как сплетаются между собой телесная и душевная травма и политический контекст; взгляд и тактильные ощущения; музыкальный и образный ряд?
– что (ещё) означают отдельные сцены и какую роль они играют в художественном целом фильма?
– есть ли какой-то сквозной мотив – общая перспектива, которая связывает все эпизоды?
– какие странности, неясности, разночтения, разные мнения о фильме и режиссёре возникают во время просмотра фильма?
Если вам интересны эти вопросы и Вы хотели бы рассказать о своих впечатлениях от фильма, о том, что Вас удивило, привлекло или оттолкнуло в нём, приглашаем на дискуссию.
Модератор и референт: Олеся Бессмельцева (аспирантка СПбГУ)